Меню
16+

Газета «Восход»

01.11.2016 12:04 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 84 от 01.11.2016 г.

До сих пор болит душа

С прошлого года в Ирбитском историко-этнографическом музее работает экспозиция
«Страницы индустриальной мощи Ирбита», посвящённая деятельности старейших
предприятий города – автоприцепного и стекольного заводов.


25 октября прошло открытие выставки в честь 75-летия мотоциклетного завода,
которая достойно дополнит постоянно действующую экспозицию.
Первыми её посетителями стала группа ветеранов ИМЗ.

     Главный хранитель Елена Григорьевна Устинова поделилась, что уже в 1946 году в фонды начали поступать предметы, повествующие о мотозаводе. Сегодня музей, обладающий многими фотографиями, документами и историко-бытовыми предметами, продолжает планомерную работу по поиску и сбору экспонатов. Чтобы отразить линейку основных серийных моделей мотоциклов марки «Урал», организаторы обратились за помощью к А. И. Буланову, директору Ирбитского государственного музея мотоциклов, который охотно откликнулся на просьбу коллег.
     Экскурсию по выставке проводил её куратор, научный сотрудник музея Илья Дмитриевич Николаев, выпускник школы № 13 и исторического факультета УрГУ. При подготовке экспозиции не ставилась задача отразить все этапы становления и развития ИМЗ, организаторы постарались через предметный ряд, плакаты, фотографии выразить «дыхание времени», помочь посетителям ощутить дух эпохи, кому-то возвратиться назад, а кому-то понять то время.
     На отдельном стенде, где разместились фото и личные вещи известных мотозаводчан – мастера Валерия Евгеньевича Рудакова, слесаря-сборщика Августы Георгиевны Перцевой, конструктора Виталия Спиридоновича Коновалова, токаря Валентины Александровны Бунтовских, мне было приятно увидеть фотографию Аркадия Тиграновича Арутюнянца. На заводе он трудился с 1942 по 1982 год конструктором, технологом, начальником техчасти, с 1964 года – руководителем техбюро ОГТ. Аркадий Тигранович не был напрямую моим наставником, но, будучи молодым специалистом, именно у таких зубров в профессии я училась.
     Фотолетопись рассказывает о том, как возводились новые цеха, как строился посёлок ИМЗ, как молодые заводчане обустраивали свой быт в общежитии…
И логичным продолжением просмотра выставки стало приглашение в зал, в котором музейщики воссоздали жилую комнату с интерьером и мебелью 60-х – 70-х годов прошлого века, где каждую вещицу и предмет разрешают потрогать, рассмотреть, сравнить с убранством своих жилищ того времени.
     Очень здорово, что ветераны не остались один на один со своими воспоминаниями. За чайным столом Елена Григорьевна попросила желающих рассказать о «своём мотозаводе», ведь не весь материал о простых тружениках, семейных династиях, заводских умельцах, участников ВДНХ, победителях трудовых вахт собран и систематизирован, а необходимо консолидировать всю информацию по истории Ирбитского мотоциклетного завода. Общий тон разговора: до сих пор болит душа, до слёз жалко родного завода, его мощи, когда многотысячный поток работающих стекался по утрам со всех сторон города к заводской проходной.
     Но правы и те, кто говорит: да, не та мощь сегодня, но завод не развалился, выжил и выдаёт современную продукцию – мотоцикл «Урал», который востребован во всех уголках Земли.

Людмила МОРДЯШОВА.
Фото автора.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

18