Меню
16+

Газета «Восход»

28.03.2019 14:43 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ИМТ-75! Всё начиналось с чистого листа

В 1944 году война была в полном разгаре, но её исход уже был ясен. Освобождённая, но ещё воюющая страна начала думать о своём будущем, строить его.

Мотоциклетный завод увеличивает выпуск машин, необходимых фронту, наращивает производство, преодолевая немалые трудности. Главная из них – острая нехватка квалифицированных специалистов, особенно технологов по холодной обработке металлов, инструментальному производству, техников по мотоциклостроению. Это заставило руководство завода ходатайствовать перед правительством об открытии в городе мотоциклетного техникума. Москва откликнулась.

Вот документ, который стал путёвкой в жизнь новому заведению в Ирбите.

Приказ по Главному Управлению по производству мотоциклов и велосипедов и Главному Управлению учебными заведениями НКСМ СССР от 15 февраля 1944 года № 9/16.

В соответствии с постановлением ГСКО от 27 января 1944 года и приказом народного комиссара среднего машиностроения СССР от 30 января 1944 года

Приказываем:

Открыть в Ирбите мотоциклетный техникум при Ирбитском мотоциклетном заводе.

Установить специальности: холодная обработка металлов, инстр. пр-во, мотоциклостроение. И на вечернем отделении – холодная обработка металлов.

Установить начало занятий в техникуме с 1 апреля 1944 года…

Зам. народного комиссара среднего машиностроения СССР А. Аравин.

Приказом от 7 марта 1944 года директором техникума назначен инженер производственного отдела ИМЗ Яков Абрамович Берхман, а завучем – Полина Илларионова Мурзина.

В марте 1944 года в местной газете «Коммунар» и на улицах города появились объявления о наборе студентов на все курсы открываемого в Ирбите мотоциклетно-машиностроительного техникума. Сообщалось и о том, что студенты пользуются отсрочкой от призыва в Красную Армию, обес­печиваются питанием.

Решением Ирбитского горсовета за техникумом закрепили здание по ул. Ленина, 19. Силами и на средства мотозавода произведён его ремонт стоимостью 100 тысяч рублей. Но к началу учебных занятий ремонт не закончили, поэтому пришлось временно, до 20 сентября 1944 года, разместить техникум в малом здании школы № 2 (ул. Советская, 46).

1 апреля техникум был открыт.

Всё начиналось с чистого листа. Первым преподавателям и первым студентам приходилось заниматься без кабинетов, лабораторий, наглядных пособий, без библиотеки, мастерских, без учебников по специальным предметам, программ, полного штата преподавателей…

Приказ директора мотозавода

А. М. Макарова от 9 апреля 1944 года закреплял за техникумом по совместительству ведущих специалистов, в том числе главного конструктора

Н. П. Сердюкова (черчение), главного металлурга И. С. Виннера (технология металлов), главного энергетика В. В. Селезнёва (технология машиностроения), зам. начальника цеха № 15

А. И. Анущенко (теория резания и реж. инструментов).

От студента до министра

Главная гордость любого учебного заведения – его выпускники. Тех, кто окончил мотоциклетный техникум, можно встретить во всех уголках бывшего Советского Союза, а также в странах ближнего зарубежья. В стенах ИМТ путёвку в жизнь получили 10 956 высококвалифицированных специалистов по шестнадцати специальностям. Многие остались жить и трудиться на родной земле и заняли в жизни достойное место.

Среди них есть научные работники, директора крупных предприятий автомобильной и других отраслей промышленности, начальники цехов, отделов, заслуженные рационализаторы и изобретатели, директора учебных заведений, преподаватели, заслуженные экономисты, известные предприниматели. Более 30 выпускников стали чемпионами и призёрами первенства СССР и России по мотоциклетному спорту.

Двое из них, отец и сын Щербинины, имеют звание мастера спорта международного класса. Сергей Кузьмич и Евгений Сергеевич – почётные граждане города Ирбита. Рекордсменами Книги рекордов Гиннесса являются А. И. Буланов и А. М. Бекишев.

А сколько семей ирбитчан прошли через наш техникум! Сформировались целые династии, где из поколения в поколение передаётся любовь к избранной специальности, творческое отношение к труду, ответственность за его результаты. Самые многочисленные из них: Рудаковы, Павловы, Леонтьевы, Вишняковы, Рахлины-Рудаковы, Алексеевы, Сангатулины, Паникар, Губины, Прокопьевы, Жульдиковы, Ульянченко, Коротковы.

Можно утверждать, что на градообразующем мотоциклетном заводе через одного трудились выпускники ИМТ. Назову лишь несколько. Начальник техчасти Олег Петрович Чернов – награждён орденом Ленина, мастер Валерий Евгеньевич Рудаков – награждён орденом Ленина, Григорий Иванович Денисов – начальник КБ ОГТ,

участник ВДНХ, награждён золотой и бронзовой медалями ВДНХ; слесарь Владимир Алексеевич Комаров – «Заслуженный рационализатор России», начальник цеха Борис Михайлович Залесов – «Заслуженный

рационализатор России»; почётный гражданин города, секретарь ЗК КПСС Виктор Васильевич Миронов; почётный гражданин города Ирбита, директор ИМЗ Николай Иванович Воложанин – награждён орденом Трудового Красного Знамени; глава города Геннадий Анатольевич Агафонов.

В 60-70-е годы директорами заводов автомобильной промышленности работали М. И. Колинько (Ирбитский автоприцепный завод), В. В. Серебряков (Сальский завод), 3. И. Кулик (Минский мотовелозавод).

Выпускники 1967 года гордятся своим однокурсником Владимиром Владимировичем Карповым, доктором физико-математических наук, профессором, лауреатом Ленинской премии (за томо граф), главным

инженером завода «Сапфир» (приборы ночного видения и прочая оборонка).

В славной плеяде имён, которые вылетели из «гнезда мотоциклетной академии», – Михаил Иванович Бусыгин, министр лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР (1982-1989), депутат Верховного Совета СССР 11 созыва.

По-разному складывались судьбы выпускников. Фундаментальное техническое образование помогало быстро становиться профессионалами на выбранном пути, кому-то занимать высокие руководящие посты. Но сколько бы ни прошло лет, где бы мы ни работали, в своей автобиографии всегда пишем, что окончили мотоциклетный техникум города Ирбита.

Подготовила

Людмила МОРДЯШОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36