Меню
16+

Газета «Восход»

11.04.2019 13:09 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Новые полномочия для защиты потребителей

29 марта вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей» № 38-ФЗ от 18 марта 2019г.

Суть нововведений — в наделении новыми полномочиями, а в некоторых случаях и обязанностями в целях содействия защите прав потребителей, надзорного органа (Роспотребнадзора), федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Так, к компетенции Роспотребнадзора отнесено утверждение методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей. Для наделения Роспотребнадзора указанным полномочием ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» дополнена пунктом 9 следующего содержания: «9. Орган государственного надзора утверждает методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ по защите прав потребителей».

Осуществление разработки региональных программ по защите прав потребителей пунктом 2 ст. 42.1 Закона вменено в обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Что касается муниципальных программ по защите прав потребителей, их разработка, как и осуществление большинства иных полномочий, является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью (ч. 1 ст. 44 Закона).

Очень важным положением для защиты прав потребителей дополнен п. 2 ст. 42.1 Закона, который теперь обязывает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей.

Применительно к полномочиям органов местного самоуправления необходимо отметить следующие положения:

· расширение прав таких органов — разработка муниципальных программ по защите прав потребителей;

· расширение оснований для реагирования органов местного самоуправления — не только на жалобы потребителей, но и на любые обращения потребителей;

· появление, наконец, у органов местного самоуправления обязанностей по защите прав потребителей.

В соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 44 Закона орган местного самоуправления незамедлительно извещает (а не вправе извещать, как вытекало из предыдущей формулировки. — Прим. авт.) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). о выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.

Специальное регулирование в законе получил порядок подачи обращений потребителей (статья 42.3 Закона). Прописаны форма обращения – возможность обращения потребителей в

орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления в письменной форме, на бумажном носителе или в электронной форме.

Детализировано, что обращение потребителя во все вышеуказанные органы может быть направлено по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официального сайта органа государственного надзора, иных уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе с использованием официального сайта органа местного самоуправления в случае, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принято при личном приеме заявителя.

Прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, то такое возможно только на основании соглашений о взаимодействии между такими центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Вместе с тем, что касается порядка рассмотрения обращений потребителей, к сожалению, новая статья Закона (42.3. «Порядок подачи и рассмотрения обращений потребителей») в полной мере не оправдывает свое название, поскольку как раз уточнение такого порядка – как рассматриваются, а не только подаются обращения — законодатель не предусмотрел.

Татьяна Березовская, руководитель Управления судебной защиты потребителей Объединения потребителей России

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9